Государство устанавливает регулирование цен и тарифов в целях обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения в стране.
На сегодня цены и тарифы на товары и услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом (статья 116).
При этом, любое государственное регулирование цен снижает привлекательность для бизнеса производить товар или услугу. Ключевой проблемой в отраслях с регулируемыми ценами является недостаточное инвестирование, что в конечном итоге приводит к устареванию основных производственных фондов, низкой производительности труда, неконкурентоспособности и низкому качеству выпускаемой продукции.
Государственное регулирование цен не может решить системные вопросы, но может привести к отложенной инфляции в среднесрочном периоде. Субсидируемые цены продолжают стимулировать увеличение потребления, оказывая дополнительное давление на цены.
Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования должно быть крайней мерой, когда другие инструменты государственного регулирования не могут быть использованы в силу объективных причин.
Поэтапный переход на рыночное ценообразование является необходимой мерой. Это может привести к повышению цен и тарифов на регулируемых рынках в краткосрочном периоде. Однако в среднесрочном периоде это позволит существенно улучшить инфраструктуру, обновить основные фонды, повысить эффективность деятельности предприятий и улучшить качество предоставляемых товаров и услуг.
Государственное ценовое регулирование, являясь вмешательством в процесс рыночного ценообразования, подает неверные инвестиционные сигналы для потенциальных конкурентов в отношении доходности соответствующего товарного рынка.
Попытки регулировать цены на отдельные товары посредством установления предельного уровня цен показали появление так называемого эффекта «подтягивания», когда цены начинают подтягиваться к предельному порогу, определенному государством.
Затратный метод ценообразования снижает эффективность распределения ресурсов, подталкивая регулируемых субъектов рынка к увеличению своей расходной части, рост которой впоследствии покрывается за счет прямого повышения отпускных цен.
В целях устранения факторов, приводящих к искажению ценообразования, и как следствие устраняющих ценовую конкуренцию, Правительством совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции применяются меры по поэтапной замене инструментов ценового регулирования инструментами антимонопольного контроля.
Кроме того, для снижения инфляционного давления Правительством совместно с Национальным Банком реализуется Комплекс мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2023-2024 годы (далее - Комплекс мер), которым предусмотрены мероприятия системного и оперативного характера.
В частности, в Комплексе мер предусмотрены мероприятия, направленные на снижение импортозависимости и насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование обрабатывающих производств, создание условий для хранения и логистики товаров, поддержку розничной торговли, антимонопольное и внешнеторговое регулирование и другие.
Продолжается работа по устранению непродуктивных посредников, развитию торговой инфраструктуры и расширению доступа к рынкам сбыта.
Также, на аналитической платформе по торговле - «szpt.qdata.kz» Министерством торговли и интеграции на еженедельной основе осуществляется мониторинг и анализ данных в разрезе регионов по изменению цен на социально значимые продовольственные товары, наличию запасов в стабилизационных фондах и в рамках «оборотной схемы», что позволяет оперативно принимать соответствующие меры реагирования.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг
Источник: Единая платформа интернет-ресурсов гос. органов (www.gov.kz/)