Согласно пункту 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).
Облачная бухгалтерия Казахстана подробнее на сайте inbuh.kz
Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек и (или) мобильных платежей.
Вместе с тем, Законом РК от 20 декабря 2021 года № 85-VII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» понятие денежные расчеты дополнено расчетом посредством с использованием мобильных платежей.
В свою очередь, в статью 1 Закона РК от 26 июля 2016 года № 11-VI «О платежах и платежных системах» внесено дополнение подпунктом 35-2), согласно которому мобильными платежами признаются безналичные платежи, инициированные в электронной форме в пользу физического лица, состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, юридического лица в оплату за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг, получаемые посредством мобильного приложения или иного оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием штрихового кода. При этом срок введения в действие указанных дополнений - 1 марта 2022 года.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 166 Налогового при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу.
Также, согласно подпункту 6) статьи 165 Налогового кодекса чеком ККМ является первичный учетный документ ККМ, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде.
Законом РК от 2 апреля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» внесены изменения в Налоговый кодекс по порядку применения ККМ и расширен перечень информации, подлежащей отражению в чеке ККМ согласно пункту 6 статьи 166 Налогового Кодекса.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса установлен перечень информации, который должен содержать чек ККМ.
Вместе с тем, Законом РК от 24 июня 2021 года № 53-VII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» внесено дополнение в пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, чек ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных также по требованию покупателя (клиента), получателя товаров, работ, услуг должен содержать идентификационный номер покупателя (клиента), получателя.
При этом, с 2022 года предпринимателям, применяющим ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, необходимо перепрограммировать ККМ, добавив функцию ввода идентификационного номера покупателя.
Таким образом, при приеме платежа через электронную торговую площадку (веб сервисы БВУ, Kaspi pay, Каспи Магазин и.д.) с использованием платежных карточек и (или) мобильных платежей продавец обязан выдать чек на сумму, уплаченную за товар, работу и услугу в день совершения покупки.
Дополнительно сообщаем, что в случае осуществления оплаты безналичным способом, путем перечисления на банковский счет, обязательство по применению ККМ отсутствует.
На сегодняшний день, в государственный реестр ККМ включены 257 моделей ККМ, из них онлайн-ККМ 103 модели. Средняя стоимость онлайн-ККМ составляет 55-60 тысяч тенге в зависимости от модели, также на рынке есть альтернативные решения по приобретению онлайн-ККМ, в виде аппаратно-программных комплексов, стоимость которых составляет 3 тысячи тенге (аренда в месяц).
При этом отмечаем, что все онлайн-ККМ, внесенные в государственный реестр ККМ в независимости от его вида имеют возможность реализации требований по содержанию чека ККМ.
Вместе с тем, к каждой модели ККМ прилагаются инструкции по эксплуатации ККМ, согласно которым налогоплательщики имеют возможность самостоятельно вносить в ККМ требования по содержанию чека, в том числе по наименованию товаров, работ, услуг и единиц их измерения.
Наряду с этим, согласно пункту 7 статьи 284 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за не отражение необходимых реквизитов в контрольном чеке ККМ влечет предупреждение.