logo

На обсуждении законопроект о безопасных условиях труда и защите трудовых прав

04 июля, 2022

 АтамекенВ НПП РК «Атамекен» на рассмотрение поступил проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников», инициированный депутатами Сената Парламента РК, сообщает пресс-служба Национальной палаты.

Аренда 1С - тарифы на сайте Inbuh.kz

В частности, проектом Закона предлагается:

  1. введение административной ответственности за отсутствие согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в размере на должностных лиц – 30 МРП, на субъекты малого бизнеса и некомерческие организации – 60 МРП, на субъекты среднего бизнеса 80 МРП, крупного – 150 МРП (в действующем законодательстве ответственности нет);
  2. введение административной ответственности за допуск работников на строительную площадку на всех этапах процесса строительства объектов, в том числе производства строительно-монтажных работ, не оборудованных в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, - влечет предупреждение;
  3.  регистрация проверок соблюдения трудового законодательства в органах правовой статистики и специальных учетов в течение 3 рабочих дней;
  4. увеличение пени за невыплату заработной платы до 5-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан за каждый просроченный календарный день (в действующей норме размер пени рассчитывается исходя из 1,25 % кратной базовой ставке НБ РК);
  5. установление предельного уровня соотношения между максимальной месячной заработной платой и месячной заработной платой других работников в организации: не должен превышать 10-кратальный уровень заработной платы в компании будет 600 000 тенге);
  6. увеличение оплаты работы в праздничные и выходные, за работу в ночное время не ниже, чем в двойном размере исходя из дневной ставки работника (действующая норма не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной ставки);
  7. оплата простоя по вине работодателя в полном размере; (в действующей норме не менее 50% от средней заработной платы работника);
  8. обязательное согласование актов работодателя, определяющих системы оплаты труда, с представителями работников (в действующем законодательстве работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников);
  9. исключение смешанной ответственности сторон при расследовании несчастного случая (в действующем законодательстве применяется смешанная ответственность и степень вины работника и работодателя определяется в процентах).


В целом по содержанию предлагаемых поправок просматривается ситуация перехода от договорного регулирования трудовых отношений к жесткой регламентации норм в отношении работодателей и увеличения затрат работодателей по обязательствам, предусмотренных законодательством.
Работодатели выполняют несвойственные ему функции: функции страховой компании, функции пенсионного и медицинского обеспечения.

Необходимо также отметить, что помимо указанных затрат предприятия несут также и дополнительные добровольные финансовые расходы по отраслевым соглашениям и коллективным договорам.
Увеличение социальной ответственности на предпринимателей может привести к сокращению издержек: зарплата в конвертах, сокращение численности работников, вывод сотрудников из штатной численности (договора ГПХ), использование труда заемного персонала, отказ в трудоустройстве «проблемного» работника.

Концептуальная модель действующего Трудового кодекса строилась на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений.

Указанная модель соответствует трудовым стандартам ОЭСР («Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий», одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976).

Учитывая изменения на фоне влияния процессов глобализации на экономику Казахстана, воздействие антироссийских санкций на экономику нашей страны и признавая, что основной задачей стратегии трудовой политики и главным критерием ее эффективности является защита прав и интересов всех субъектов трудовых отношений, полагаем необходимым создание таких правовых условий, которые будут направлены на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономический рост, повышение производительности труда, что в свою очередь положительно скажется на развитии предпринимательства, рынка труда, привлечения иностранных инвестиций.

Аренда 1С


По данным НПП РК «Атамекен»