logo

НПП «Атамекен» считает систему регулирования социально значимых продуктов неэффективной

22 июня, 2022

НПП «Атамекен»  считает систему регулирования социально значимых продуктов неэффективнойВ Национальной палате предпринимателей «Атамекен» заявляют, что действующий  механизм Министерства торговли и интеграции по регулированию цен на социально значимые продукты питания ставит предпринимателей в тупик.  Эксперты НПП «Атамекен» подготовили анализ данного вопроса.

1с бухгалтерия в облаке тарифы на сайте inbuh.kz

Товар, полученный от производителя за 200 тенге, подчеркивают в Национальной палате, не должен поступать в реализацию по 230 тенге. В реальности, до приезда в магазин, стоимость товара часто может превышать предельные 230 тенге. Таким образом, возникает вопрос: как продавец сможет продать товар дешевле, чем утвержденная цена?

Как устанавливаются цены на социально значимые продукты питания:

В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это: мука, хлеб, макороны, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мясо (говядина, курица), молочные продукты (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль.
Законом «О регулировании торговой деятельности» (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть, цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15 процентов. Это требование утверждено Министерством торговли и интеграции.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.

Однако, сегодня, акиматы, нарушая статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.

На прилавках растет количество низкокачественных, недорогих товаров:
  •  из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом, экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.

    Потеря доступа к рынку:
    •  при установлении предельно допустимой розничной цены на яйца, производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь, к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.

      Дополнительные расходы должны быть учтены

      Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также, в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса, привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.

      При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период, цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).

      Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.

      Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»

      Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:

      1. Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
      2. Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
      3. Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
      4. Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
      5. Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.

        1с бухгалтерия в облаке


        По данным НПП Атамекен