В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» заявляют, что действующий механизм Министерства торговли и интеграции по регулированию цен на социально значимые продукты питания ставит предпринимателей в тупик. Эксперты НПП «Атамекен» подготовили анализ данного вопроса.
1с бухгалтерия в облаке тарифы на сайте inbuh.kz
Товар, полученный от производителя за 200 тенге, подчеркивают в Национальной палате, не должен поступать в реализацию по 230 тенге. В реальности, до приезда в магазин, стоимость товара часто может превышать предельные 230 тенге. Таким образом, возникает вопрос: как продавец сможет продать товар дешевле, чем утвержденная цена?
Как устанавливаются цены на социально значимые продукты питания:
В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это: мука, хлеб, макороны, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мясо (говядина, курица), молочные продукты (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль.
Законом «О регулировании торговой деятельности» (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть, цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15 процентов. Это требование утверждено Министерством торговли и интеграции.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.
Однако, сегодня, акиматы, нарушая статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.
На прилавках растет количество низкокачественных, недорогих товаров:
-
из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом, экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.
Потеря доступа к рынку:
-
при установлении предельно допустимой розничной цены на яйца, производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь, к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также, в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса, привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период, цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
-
Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
-
Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
-
Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
-
Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
-
Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.
1с бухгалтерия в облаке
По данным НПП Атамекен
В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это: мука, хлеб, макороны, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мясо (говядина, курица), молочные продукты (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль.
Законом «О регулировании торговой деятельности» (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть, цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15 процентов. Это требование утверждено Министерством торговли и интеграции.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.
Однако, сегодня, акиматы, нарушая статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.
На прилавках растет количество низкокачественных, недорогих товаров:
-
из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом, экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.
Потеря доступа к рынку:
-
при установлении предельно допустимой розничной цены на яйца, производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь, к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также, в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса, привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период, цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
-
Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
-
Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
-
Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
-
Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
-
Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.
1с бухгалтерия в облаке
По данным НПП Атамекен
Потеря доступа к рынку:
-
при установлении предельно допустимой розничной цены на яйца, производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь, к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также, в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса, привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период, цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
-
Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
-
Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
-
Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
-
Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
-
Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.
1с бухгалтерия в облаке
По данным НПП Атамекен
Дополнительные расходы должны быть учтены
Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также, в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса, привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, тарифы на транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период, цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
-
Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
-
Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
-
Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
-
Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
-
Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.
1с бухгалтерия в облаке
По данным НПП Атамекен
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается:
- Создать рабочую группу для выработки эффективной системы государственного регулирования СЗПТ, с обязательным привлечением отраслевых экспертов, в том числе производителей СЗПТ и торговые сети
- Рассмотреть возможность отмены регулирования СЗПТ с внедрением адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения
- Снизить НДС по товарам СЗПТ до 8%
- Увеличить объёмы предоставления займов субъектам предпринимательства в рамках второго механизма стабилизации цен на СЗПТ под 0,01%-до 100 млрд. тенге
-
Для снижения себестоимости производства продукции, увеличить объемы господдержки для сельхозтоваропроизводителей в части субсидирования, льготного кредитования, удешевления входящих ресурсов.
1с бухгалтерия в облаке
По данным НПП Атамекен