8 июня в Мажилисе Парламента, во втором чтении, в рамках срочного законопроекта, были приняты поправки в Налоговый кодекс, отменяющие льготы по освобождению от налогообложения дивидендов для субъектов среднего и крупного бизнеса.
Депутаты согласились лишь с позицией Национальной палаты не отменять льготы в виде освобождения от налогообложения дивидендов для субъектов малого бизнеса. Депутатами внесена поправка об освобождении доходов физических лиц в виде дивидендов, не превышающих 30 000 МРП (порядка 96 млн тенге).
Таким образом, с 2023 года отменяются льготы по дивидендам, которые выплачиваются нерезидентам и физическим лицам (если сумма дивидендов составит более 30 000 МРП).
В Национальной палате, комментируя поправки в Налоговый кодекс, отмечают, что их принятие может негативно сказаться на казахстанском МСБ и к введению необходимо относиться более системно.
«Они могут привести к дестимуляции малого бизнеса переходить в средний, что противоречит государственной политике поддержке отечественного бизнеса. Вынудят средний бизнес дробиться и уходить в тень, таким образом, может произойти выдавливание «белого» бизнеса в «серую» зону. Под угрозой может оказаться и реинвестирование прибыли в развитие нового производства, предприниматели просто перестанут работать на расширение», – отметил Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен», подчеркнув, что при разработке законопроекта не были представлены какие-либо расчеты, обосновывающие ожидаемый от внедряемых норм эффект.
По отмене льгот в виде освобождения от налогообложения дивидендов, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выступала категорически против. По расчетам НПП, если, к примеру, предприниматель владеет компанией более 3 лет, то дивиденды не облагаются налогами при соблюдении определенных условий. Прибыль компании облагается корпоративным подоходным налогом в 20% и предприниматель-учредитель получает свою прибыль через дивиденды. Если дивиденды предпринимателей будут облагаться 10% дополнительным налогом, подчеркивали в НПП, то, по факту, суммарная ставка налога на прибыль могла бы составить 30%.
В НПП свою позицию объясняли тем, что норма приведет к дополнительному налогообложению, снизит рентабельность инвестиций и привлекательность Казахстана для инвесторов. Напомним, в законопроекте предусматривалось исключение освобождения от налогообложения доходов в виде дивидендов учредителей, участников, акционеров, полученных в результате предпринимательской деятельности субъектов крупного бизнеса и МСБ.
В законопроекте также урегулированы вопросы налогообложения при возмещении имущественного вреда пострадавшего во время январских беспорядков малого и среднего бизнеса. При получении денежных средств из бюджета или фондов на возмещение вреда, суммы налогом облагаться не будут. Кроме того, предусмотрено особое положение в части корректировки НДС, отнесенного ранее в зачет по товарам в случае их порчи, утраты в период чрезвычайного положения.
Кроме того, в законопроекте предусмотрены изменения и дополнения в части налогообложения горнорудного сектора, цифрового майнинга, изменение ставок акцизов на табачные изделия и ряду других вопросов.
В целом, депутатами Мажилиса в рамках обсуждения законопроекта: расширен перечень товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета. В Перечень включены пестициды, племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения и крупный рогатый скот живой; скорректирован перечень нематериальных услуг, оказанных аффилированными лицами-нерезидентами, которые не относятся на вычеты. А именно, исключены услуги по предоставлению или обработке информации, доступ к объектам информатизации и интернет-ресурсам, техническому обслуживанию, обновлению программного обеспечения.
По данным НПП Атамекен