Государственные органы приступили к исполнению поручения Главы государства и презентовали бизнесу новые подходы по развитию механизма государственно-частного партнерства. Предложения обсудили в рамках заседания Совета по мониторингу реализации проектов ГЧП.
Сегодня на стадии реализации находится 850 договоров на сумму более 2 млрд тенге. На стадии планирования 336 проектов, в том числе крупные инфраструктурные проекты по объекту здравоохранения, исправительных учреждений, школ, которые окажут критическую нагрузку на бюджет в виде компенсации инвестиционных и операционных затрат, вознаграждения за управление.
В ведомстве предлагают внести изменения, которые помогут повысить качество проектов, усилить антикоррупционный контроль, в том числе благодаря цифровизации. Также предлагают закрепить согласование проектов с антимонопольным органом, пересмотреть основания к определению частного партнера способом прямых договоров в части исключения долгосрочной аренды.
«Ежегодная оценка реализации проектов, а также итоги и рекомендации, озвучиваемые центром ГЧП, указывают на необходимость усиления экспертизы местных проектов. Выявлено, что часть договоров ГЧП не соответствуют законодательству, бюджетному кодексу и другим отраслевым нормативно-правовым актам. Проекты, инициируемые МИО идут в разрез с принципами и признаками ГЧП», – добавил вице-министр.
Внесение изменений и дополнений в законодательство о ГЧП направлено на принятие оперативных мер по обновлению законодательства в области государственно-частного партнерства и нацелено на корректировку подходов в части планирования и последующей реализации проектов.
«Считаем, что предлагаемые подходы позволят сократить расходы государства. Они направлены на справедливое распределение рисков между государственным и частным партнерами», – отметил Ильяс Усеров.
НПП «Атамекен» неоднократно поднимала вопросы рисков инвесторов и правовые проблемы при реализации проектов государственно-частного партнерства бизнесом.
«Мы неоднократно озвучивали необходимость изменений в подходах по реализации проектов государственно-частного партнерства. В прошлом году произошел огромный сдвиг в совместной работе бизнес-сообщества с Казцентром ГЧП и министерством нацэкономики. Началась разработка законопроекта по внесению изменений в законодательство по ГЧП. Тем не менее у нас сохраняются вопросы, по которым НПП и бизнес-сообщество пока не нашли общий язык с госорганами», – сказал и.о. председателя правления НПП РК «Атамекен» Нариман Абильшаиков.
Все проекты ГЧП – это проекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения. Именно население является потребителем предоставляемых этими учреждениями услуг.
«Госорганы категоричны в отношении проектов ГЧП, использующих источники возмещения затрат и мер господдержки. К сожалению, применяется принцип «всех под одну гребёнку». Необходимо понимать, почему у нас такие большие государственные обязательства. Мы вынуждены констатировать факт: госорганы хотят оптимизировать процесс с точки зрения упрощения и улучшения администрирования», – резюмировал выступление Нариман Абильшаиков.
Согласно статистике, за 2021 год по 27 проектам заключены договоры по частной финансовой инициативе, в том числе 2 на республиканском уровне. При этом, именно по проектам республиканского уровня больше всего гособязательств – 413 млрд тенге, тогда как на местном уровне – всего 30 млрд тенге.
Проблемы подтвердили и экспертное сообщество ГЧП.
«ГЧП оказался удобным для предпринимателей. Мы «рубим сук», на котором сидим. Концессия очень сложная. Если ставим цель привлекать инвестиции, то инвесторы хотят работать по Закону «О государственно-частном партнерстве», - прокомментировал Председатель Совета СРО ОО «Центр экспертов ГЧП и концессии» Талгат Матаев.
В завершении члены Советы рекомендовали МНЭ, агентствам стратегического планирования и реформ, по защите и развитию конкуренции учесть предложения бизнес-сообщества, а антикоррупционной службе отработать вопрос в части антикоррупционного контроля, чтобы меры, предлагаемые не стали чрезмерными для предпринимателей.
«Срез инициатив и рисков бизнеса мы получили. Необходимо найти консенсус, чтобы к механизму ГЧП не пропал интерес. Необходимо создать благоприятные условия и инвестиции придут в экономику. ГЧП - перспективный инструмент, надо аккумулировать интересные предложения, чтобы они не ушли в песок, выделить приоритеты, внести изменения в законодательство и НПА и проследить, чтобы они заработали», – отметил депутат Самат Акишев.
Бухгалтерия онлайн Алматы
Источник: аtameken.kz