logo

КГД опровергло сообщения о «новых обязанностях» учредителей при ликвидации компаний

02 декабря, 2025

Комитет государственных доходов прокомментировал появившиеся в СМИ публикации о том, что приказ Министра финансов РК от 31 октября 2025 года №654 якобы вводит дополнительные обязанности для учредителей при ликвидации компаний.

По данным КГД, такие утверждения не соответствуют действительности.

Приказ №654 не вводит новых требований

В КГД пояснили, что документ лишь реализует нормы нового Налогового кодекса, вступающего в силу с 1 января 2026 года, и не содержит новшеств, которые бы расширяли обязанности учредителей или полномочия органов госдоходов.

Приказ определяет порядок исполнения налоговых обязательств при ликвидации, прекращении деятельности или реорганизации компаний, полностью основываясь на действующих нормах законодательства.

Главные правила остаются прежними

  • если у компании имеется налоговая задолженность, долги взыскиваются согласно Налоговому кодексу;

  • если имущества недостаточно, ответственность учредителей наступает только в случаях, прямо предусмотренных законами РК.

Эти нормы уже содержатся в Налоговом кодексе, Гражданском кодексе и законе о банкротстве. Приказ №654 лишь повторяет их, не расширяя сферу ответственности.

Когда учредитель действительно может отвечать

Субсидиарная или солидарная ответственность возможна только после признания компании банкротом, и лишь при наличии установленных законом оснований, например:

  • преднамеренное доведение компании до банкротства;

  • сокрытие или вывод активов;

  • несдача документов ликвидируемой компании;

  • не обращение в суд с заявлением о банкротстве при недостаточности имущества.

Причина недопонимания

Некоторые медиа неверно интерпретировали отдельные положения приказа, приняв повторение норм статьи 75 Налогового кодекса за расширение ответственности.

КГД подчеркивает: речь идет не о новых правилах, а о разъяснении уже существующих процедур.

Итог

  • Приказ №654 не нарушает законодательство;

  • не вводит новых обязанностей для учредителей;

  • не расширяет полномочий органов госдоходов;

  • систематизирует порядок исполнения налоговых обязательств при ликвидации и банкротстве.