Не нашли ответ? Задайте свой вопрос
Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам торговой деятельности, развития биржевой торговли и защиты персональных данных» внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее - Закон), где в список отдельных видов нефтепродуктов включен дорожный битум. В соответствии с нормами статьи 88 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности (далее - ОВД), подлежат налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности: 1) производство бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов, экологического топлива; 2) оптовая и (или) розничная реализация бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов, экологического топлива. В связи с вышеизложенным, при оптовой и розничной реализации дорожного битума постановка на регистрационный учет по ОВД не требуется. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 17 Закона, оптовые поставщики нефтепродуктов до начала или прекращения осуществления деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». При этом уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов является Министерство энергетики Республики Казахстан. Согласно пункту 4 статьи 17 Закона уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов ведет реестр оптовых поставщиков нефтепродуктов и вносит в него изменения и дополнения. В соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 119 утверждены Правила представления и составления деклараций по обороту нефтепродуктов (далее - Правила). Правила разработаны в соответствии с подпунктом 9) статьи 8 Закона и определяют порядок представления и составления декларации по обороту бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута. Также в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 137 утверждены Правила присвоения персональных идентификационных номеров-кодов, которое распространяется на производителей и импортеров некоторых видов подакцизной продукции, авиационного топлива и мазута. Согласно подпункта 1) пункта 15 «Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот», утвержденный Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № 1104, СНТ подлежит оформлению при перемещении и (или) реализации подакцизных товаров на территории Республики Казахстан. При этом, дорожный битум не относится к перечню подакцизных товаров. Таким образом, при оптовой и розничной реализации дорожного битума налоговые обязательства по представлению декларации по производству и обороту нефтепродуктов не возникают. Вместе с тем, при реализации дорожного битума оформление сопроводительных накладных на товары не требуется.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) сообщает следующее. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2017 года № 81 «О некоторых вопросах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» формирование государственной политики в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. На основании вышеизложенное, по вопросу, касающемуся перечисления обязательных пенсионных взносов, необходимо обратиться в Департамент политики социального страхования, базового социального и пенсионного обеспечения Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (разработчик постановления Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним»).
«В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2017 года № 81 «О некоторых вопросах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» формирование государственной политики в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Вместе с тем, сообщаем, что согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116
«Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не выше 10 процентов пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При этом удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы с доходов физических лиц по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) перечисляются агентами не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.».
Обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым настоящим Законом.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Трудового кодекса Республики Казахстан заработная плата устанавливается и выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц не позже первой декады следующего месяца. Согласно пункту 1 статьи 127 Гражданского кодекса Республики Казахстан денежной единицей в Республике Казахстан является тенге. Таким образом, заработная плата должна устанавливаться и выплачиваться в денежной форме в национальной валюте.
В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок. Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам. По КПН Перечень доходов нерезидента из источников в Республике Казахстан, определен пунктом 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Так, из подпунктов 2) и 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, доходами нерезидента из источников Республике Казахстан, признаются доход от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан и доход в виде роялти. Порядок налогообложения вышеуказанных доходов установлен пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса – нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. В связи с вышеизложенным, вышеуказанные доходы нерезидента, подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 20 и 15 процентов соответственно. При этом, согласно подпункту 4) пункта 8 статьи 645 Налогового кодекса обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет корпоративного подоходного налога у источника выплаты возлагаются на юридическое лицо-резидента, выплачивающего доход нерезиденту и признанного налоговым агентом. Вместе с тем, согласно подпункту 11) пункта 9 статьи 645 Налогового кодекса не подлежат налогообложению в Республике Казахстан доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса. По НДС Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Место реализации работ, услуг, определяется согласно статье 378 Налогового кодекса. Соответственно, если местом реализации услуг признается Республика Казахстан, то у плательщика налога на добавленную стоимость возникает обязательство по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость с оборота по приобретению работ, услуг от нерезидента.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 401 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по дополнительному счету-фактуре налог на добавленную стоимость (НДС), относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится дата выписки такого счета-фактуры. При этом сумма НДС по дополнительному счету-фактуре, предусмотренному в части третьей пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса учитывается в том налоговом периоде, на который приходится дата выписки дополнительного счета-фактуры, признанного аннулированным. Согласно части третьей пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса для восстановления аннулированных дополнительных счетов-фактур выписываются дополнительные счета-фактуры к исправленному счету-фактуре. В соответствии с пунктом 3 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура в электронной форме выписывается в информационной системе электронных счетов-фактур (ЭСФ) в порядке и по форме, которые определены уполномоченным органом. (Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденные приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 (далее - Правила)). Согласно пункту 27 Правил в случае, если к ранее выписанному ЭСФ имеется дополнительный ЭСФ, то при выписке исправленного ЭСФ в строках 4.1, 4.2 и 4.3 указываются дата выписки, регистрационный номер и номер учетной системы ЭСФ, к которому выписывается исправленный ЭСФ. При этом для восстановления ранее выписанного и аннулированного дополнительного ЭСФ необходимо выписать дополнительный ЭСФ к исправленному ЭСФ в течение семи календарных дней с даты выписки исправленного ЭСФ. На основании вышеизложенного, корректировка суммы НДС по восстановленному дополнительному ЭСФ к исправленному ЭСФ производится в том налоговом периоде, в котором ранее по аннулированному дополнительному ЭСФ произведена корректировка НДС, относимого в зачет, то есть в третьем квартале (август).
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) сообщает следующее. Пунктом 1 статьи 412 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) определены категории налогоплательщиков, на которых возложены обязательства по выписке счета-фактуры. Согласно подпунктам 1) и 2) пункта 13 статьи 412 Налогового кодекса выписка счета-фактуры, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 5) и 7) части первой пункта 1 данной статьи, не требуется в случаях реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются наличными деньгами с представлением покупателю чека контрольно-кассовой машины и (или) через терминалы оплаты услуг, с применением оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, а также при реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа. В соответствии с абзацев третьим пункта 13 статьи 412 Налогового кодекса в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 5) и 7) части первой пункта 1 данной статьи, выписка счета-фактуры не требуется при реализации: 1) физическим лицам, которые используют приобретенный товар в целях личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (конечное потребление); 2) физическим или юридическим лицам, являющимся субъектами микропредпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. На основании вышеизложенного, с 1 января 2022 года выписка счета-фактуры не требуется при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 2), 5) и 7) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса, если покупателем товаров является физическое лицо, которое использует приобретенный товар в целях личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (конечное потребление) или физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом микропредпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, в остальных случаях выписка ЭСФ должна производиться.